Выступление председателя Актюбинского областного суда Ерлана Айтжанова на брифинге для СМИ

Версия для печатиВерсия для печати

 

                       

Работая в судебной системе более 20 лет,  начиная с рядового судьи, в различных судебных инстанциях, а также в различных регионах страны по роду своей деятельности неоднократно встречался с гражданами. У многих из них возникает закономерный вопрос, почему так продолжительно длятся отдельные дела, возможно ли рассмотрение дел в более короткие сроки, а главное с уменьшением судебных инстанций. Отдельные предприниматели даже предлагают рассматривать дела в одной инстанции без последующего обжалования.

В рамках действующего законодательства мы всегда отмечали, что продвижение дел по инстанциям дает возможность вынести объективное решения именно путем прохождения через инстанции судов всех уровней.

Однако нам необходимо всегда помнить о том, что мы все судьи работаем, прежде всего, для граждан, для защиты их законных прав и интересов.

Поэтому простая, доступная и очень конкретная программа Главы государства 100 конкретных шагов современное государство для всех точно выразила пожелания населения о необходимости снижения судебных инстанций до 3 (первая, апелляционная, кассационная), тем самым упрощая доступ населения к правосудию, при этом достигая цели объективности, законности и справедливости выносимых решений.

 Этот вопрос требует комплексного подхода и тесно связан с подготовкой и подбором кадров.

В советское время и в постсоветскский период в отдельных регионах не хватало судейских кадров, поэтому приглашались специалисты из различных структур, но некоторые из приглашенных не выдержали испытаний и ушли.

Труд судьи во все времена был не простым и требовал от судьи полной самоотдачи, постоянной работы над собой, в том числе и необходимость знаний изменений действующего законодательства, психологии и многих других навыков, поскольку ежедневная работа с людьми требует всех этих качеств.

Судья, как и любой другой профессионал в идеале должен быть предан своему делу, любить свою нелегкую работу, быть энтузиастом, обладать хорошим здоровьем, аналитическим мышлением, психологической устойчивостью к различным критическим ситуациям.

Очень многие судьи, в том числе и молодые, обладают большинством из этих качеств.

  Однако жизнь не стоит на месте те требования, которые предъявлялись ранее, в настоящее время становятся недостаточными. Это связано с ускорением и усложнением процессов, происходящих в мире и в нашей стране, как части мирового сообщества.

Любая профессиональная деятельность требует совершенствования для того, чтобы соответствовать существующим реалиям.

Поэтому программа 100 конкретных шагов для всех затрагивает такой существенный момент, как совершенствование подбора судейских кадров, поскольку судьи в своей ежедневной деятельности призваны защищать права и законные интересы граждан и субъектов бизнеса. Отсюда вытекает особенное отношение к судейским кадрам.

В данный момент к кандидатам в судьи предъявляются достаточно жесткие требования, однако этого не достаточно, поэтому предлагаемые меры должны способствовать выявлению наиболее подготовленных юристов для работы судьей.

Такую же цель преследует выделение института правосудия из структуры Академии государственного управления, который будет функционировать при Верховном суде Республики Казахстан, что позволит более четко определить основные задачи обучения не только кандидатов в судьи, но и действующих судей.

Подотчетность судей существовала и ранее в различных формах. В данное время действует Судебное Жюри при Верховном Суде Республики Казахстан, которое также рассматривает вопросы ответственности судей по различным основаниям, в областных судах действуют комиссии по судебной этике, рассматривающие факты нарушения судьями норм судейской этики.

При реализации данного вопроса должен быть очень взвешенный подход. Нам никогда нельзя забывать, что судье практически ежедневно приходится выносить те или иные решения. Как показывает практика, минимум половина сторон по делу остается недовольной вынесенным решением.

Поэтому в новом этическом кодексе необходимо четко отразить нормы поведение судьи на работе и в быту. Установить конкретные ограничения.

Поскольку большинство жалоб от граждан будет все же связано с недовольством по поводу вынесенного решения. В моей практике я не встречал ситуацию, когда сторона удовлетворенная вынесенным решением подавала жалобу о нарушении судьей норм этики, даже если они фактически имели место. Поэтому необходимо разграничить жалобы на действия судей нарушающих этические нормы от жалоб, которыми недовольная сторона старается компенсировать недовольство вынесенным решением.

Подотчетность и прозрачность понятия тесно связанные между собой. В данное время практически в каждом суде внедрена аудио-видео фиксация всех судебных процессов. Это очень удобно в работе судьи, кроме того дисциплинирует сторон по делу. Вместе с тем имеются отдельные вопросы с работой технических устройств. Поэтому проводится совершенствование технических средств фиксации, в том числе и внедрение технологий не позволяющих вмешиваться в работу фиксирующей аппаратуры.

Изначально суд присяжных создавался, как один из элементов участия общественности в судопроизводстве, в дальнейшем подсудность дел этим судам была сокращена, возможно, это связано с отдельными фактами эмоционального подхода присяжных при вынесении вердикта, с которым не были согласны профессионалы из правоохранительных структур.

По нашему мнению суд присяжных должен рассматривать дела по преступлениям особой тяжести, за исключением преступлений предусмотренных главами 4, 5, 10 УК РК, поскольку дела, указанной категории имеют определенную специфику.

Вместе с тем возможно постепенное расширение подсудности суда присяжных.

Процессы передачи следственному судье полномочий, которые ранее были свойственны прокурору, имеют место быть в действующем уголовно-процессуальном законодательстве. Мировой и отечественный опыт подсказывают о необходимости передачи полномочий следственному судье по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.

Судебная защита предполагает открытость и состязательность, что приведет к вынесению более объективного решения. Эти положения, как правильно указано в программе, должны внедряться постепенно и в совокупности с остальными, ранее указанными шагами.

Улучшение инвестиционного климата в нашей стране, как отметил глава Государства, является одной из приоритетных задач. В этой связи создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, создание инвестиционной коллегии при Верховном суде для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов, а также создание в г. Астана Международного арбитражного центра станет одним из элементов благоприятного инвестиционного климата для страны, который в настоящее время так необходим нашему государству.

Благодаря руководству Верховного суда судьи местных судов, имели и имеют возможность, знакомится с деятельностью судов других стран, этот обмен опытом и сравнивание судебных процедур дает значительный импульс в развитии нашей судебной системы.

Однако создание Международного совета при Верховном суде РК поднимет судебную систему нашей страны на более высокий уровень, позволит впитать все лучшее и обогатит наш опыт.

В соответствии с ныне действующим ГПК высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров.

По нашему мнению участие прокурора обязательно в случаях, когда   это предусмотрено законом, когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом, а также по делам, возбужденным по инициативе прокурора, затрагивающим интересы государства. Все остальные категории могут быть рассмотрены без участия прокурора.  Свою основную функцию по осуществлению надзора за точным и единообразным применением законов прокурор может осуществлять без участия в процессе. В данное время все судебные акты доступны для широкого круга лиц, в том числе и прокуроров.

    Главой государства обозначены конкретные шаги, выполнение которых укрепит Казахстанскую государственность и дальнейшую реализацию стратегии 2050, а также  вхождение в 30 развитых стран мира.

Из пяти Президентских реформ обеспечение верховенства закона, касающаяся судебной системы в короткие сроки упростит и оптимизирует судопроизводство, сделает его более доступным для населения, тем самым укрепит доверие граждан к правосудию.