Статья в газете "Литер" судьи-координатора по работе взаимодействию со СМИ Актюбинского областного суда Малика Жаркынбекова

Версия для печатиВерсия для печати

Верховенство закона должно стать неотъемлемой частью казахстанских реалий

 

3 июня 2015,

 

 

Малик ЖАРКЫНБЕКОВ, судья Актюбинского областного суда:

– Программа «100 шагов» по реализации пяти институциональных реформ является подробным планом реформирования страны. На то, что данная программа является стратегически выверенным документом, детально проработанным и поэтапно выведет страну на новый уровень развития, указывали отечественные и зарубежные эксперты на прошедшем в мае VIII Астанинском экономическом форуме. При этом они отметили важность модернизации судебной системы, что положительно скажется на повышении инвестиционной привлекательности и развитии рыночных институтов.

Развитие судебной системы предусматривает введение института инвестиционного правосудия и международного арбитражного центра. Предполагается переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. Это упростит судебные процедуры, позволит обеспечить широкий доступ населения к реализации своих прав на обжалование судебных актов, улучшит качество отправления правосудия. Другим шагом реформирования является организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов.

В печати и в Интернете представители отечественного бизнеса и иностранных инвесторов нередко высказывали претензии по поводу соблюдения принципа равноправия сторон в судах при рассмотрении споров между субъектами частного бизнеса (в том числе инвесторами) и государственными органами. Особенно остро эта проблема возникает по налоговым, экологическим спорам, когда оспариваются большие денежные суммы. Принятие неправосудного решения при рассмотрении гражданских дел указанной категории создает напряженность в отношениях между государством и бизнесом, ведет к утрате доверия к судебной власти.

Создание инвестиционной коллегии в Верховном суде, по моему мнению, значительно усовершенствовало бы судебную практику при рассмотрении споров названных категорий, ориентировало бы экономические суды на правильное применение положений законодательства при разрешении сложных гражданских дел, явилось бы своеобразным индикатором для бизнеса в стране.

Новшеством, которое может в корне изменить судебную практику, будет создание в стране независимой судебной системы с собственной юрисдикцией, которая будет функционировать на принципах английского права. Общеизвестно, что исторически в Великобритании существует прецедентное право, где судьи в процессе принятия решений самостоятельно формулировали правовые принципы, которые приобретали общеправовое значение при их дальнейшем применении. Синонимом прецедентного права является понятие «судебное право». Сторонники судебного прецедента в качестве формы выражения юридических норм в странах, где оно официально признано, утверждают, что прецедентная система обязывает судей лучше мотивировать судебные решения, служит гарантией от произвола и способствует стабильности правосудия, допускает отступление от практики, сложившейся только из убедительных мотивов. Следует учитывать, что «судебное право» более гибко и живо реагирует на постоянно изменяющиеся, динамичные ситуации, неурегулированные или недостаточно урегулированные законодателем, и направлено прежде всего на восполнение пробелов в законодательстве.

В этой связи для Казахстана интересен опыт государств, в которых судебная практика является источником права либо имеет важное значение в качестве судебного прецедента при рассмотрении дел в судах, что отражает общую тенденцию сближения романо-германской и англо-саксонской систем права.

Планомерное претворение поставленных Президентом задач в реальность позволит судебной системе страны стать конкурентоспособной, а правосудию – эффективным и достичь главной цели на сегодняшний день – укрепить доверие населения.