«Судебная практика рассмотрения судами дел, вытекающих из земельных споров»

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Истекшие с момента обретения Казахстаном  независимости 25 лет стали временем развития земельных отношений и земельного законодательства.

         Земля как уникальный природный ресурс является основой жизни и деятельности народа, естественной кладовой минерально-сырьевых ресурсов.

          Республика Казахстан занимает огромную территорию в 272,5 млн.га Евразийского континента. Земельные ресурсы - это сложный экономический, социально-экологический и политический объект управления.

         Земельная реформа является составной частью общей политики государства и основным достижением ее можно считать то, что  был построен совершенно новый земельный строй, основанный на предпринимательской деятельности сельского труженика, в отличие от прежней административно-командной системы руководства сельским хозяйством.

         Земельное законодательство Казахстана развивалось постепенно (поэтапно), с учетом рыночных преобразований в стране.

На первом этапе (1990-1993 годы) были приняты Закон «О крестьянском хозяйстве в Казахской ССР» от 21 мая 1990 года; Земельный Кодекс Казахской ССР от 16 ноября 1990 года; Закон «О земельной реформе» от 28 июня 1991 года.

         Второй этап (1993-1995 годы)  характеризуется дальнейшим совершенствованием земельного законодательства РК с учетом рыночной экономики, введением института продажи  права землепользования при исключительной собственности государства на землю. На данном этапе были приняты законодательные акты: Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» от 24 января 1994 года,  Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений» от 5 апреля 1994 года.

         Институт продажи права землепользования был введен впервые среди стран СНГ и сыграл большую роль в проведении земельной реформы в стране.

         На третьем этапе ( с 1995 года  )  были приняты  Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О земле» от 22 декабря 1995 года,  Закон РК «О земле» от 24 января 2001 года, Земельный Кодекс РК от 20 июня 2003 года.

В Указе Президента «О земле»  впервые было признано право частной собственности на отдельные категории земель (для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, застройку производственными и непроизводственными зданиями  и сооружениям).

         Земельный участок стал объектом собственности.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения земельных споров. Спектр земельных споров разнообразен. Сложную категорию споров составляют споры о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд.   

Об устранении препятствий в пользовании земельным участком один из распространенных видов земельных споров.

 К примеру,  З. обратился в суд с иском к И.  об устранении препятствия в пользовании земельным участком путем сноса  забора, проходящего через земельный участок.

           Решением суда  в удовлетворении исковых требований отказано

Материалами дела установлено, что стороны являются долевыми собственниками  земельного участка. Право собственности сторон в надлежащем порядке зарегистрировано в Департаменте юстиции по Актюбинской области.  Раздел  земельного участка  между  сособственниками  не производился.

В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Казахстан субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.

    В соответствии с требованиями статьи 61 Земельного Кодекса при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на общем земельном участке, к другому лицу оно, если иное не установлено настоящим Кодексом, приобретает право на земельный участок в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

 Установлено, что  со стороны улицы  Школьной к земельному участку И.отсутствует самостоятельный  подъезд, в связи с чем данный проезд(проход)  установлен  через участок истца.

    Другой  возможности   доступа к своему земельному участку  со стороны улицы у ответчика не имеется.

     Порядок пользования  общим  земельным участком долевыми собственниками был установлен  в 2010 году.

         Спорный  проход  на участок И. через земельный участок З. был установлен  до  того как истец стал  сособственником  данного земельного участка. Следовательно, приобретая  данный земельный участок  в 2011 году в общую собственность, истец  не мог не знать  о наличии на его  земельном участке   прохода (проезда).  Данные обстоятельства установлены коллегией и стороной истца не оспариваются.

         Коллегия пришла к выводу, что порядок пользования  земельным участком  фактически сложился, однако соглашения  по поводу  пользования  земельным участком между сторонами  не достигнуто.

         В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса  владение и пользование  имуществом, находящимся  в долевой собственности, осуществляется по согласию всех ее участников, а при недостижении соглашения -  в порядке, установленном  судом.

         Согласно  статье  213 ГК  каждый участник долевой собственности  имеет право на предоставление  в его владение  и пользование  части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности  этого –вправе  требовать от  других участников, владеющих и пользующихся  имуществом, приходящейся на его долю выплаты соответствующей денежной  суммы или иной компенсации.

         При таких обстоятельствах суд  не нашел оснований для  возложения  обязанности на И.  по устранению  забора и прохода.

 Значительную часть споров составляют споры об изъятии земельных участков в связи с длительным неиспользованием земельных участков либо использованием с нарушением земельного законодательства

В силу требований пункта 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.
 В статьях 89-94 Земельного кодекса и ст. 62 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» обозначены общие положения и принципы принудительного изъятия земельного участка у собственников.

        Согласно пункта 3 статьи 94 Земельного кодекса иск о принудительном изъятии земельного участка в случае, предусмотренном статьями 92 и 93 настоящего Кодекса, предъявляется после применения мер взыскания, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, и по истечении срока предписания, данного собственнику земельного участка или землепользователю для принятия мер по использованию земельного участка по назначению и по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан.

      Срок для принятия мер по использованию земельного участка по назначению устанавливается один год, а по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан – три месяца с момента выявления факта неиспользования земельного участка по назначению либо нарушения законодательства Республики Казахстан.

      Предписание о необходимости устранить нарушения законодательства Республики Казахстан как обременения права на земельный участок подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество".

Пример. ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель Актюбинской области» обратилось в суд с иском к Ш. об изъятии земельного участка в государственную собственность, мотивируя тем, что ответчик, являясь собственником земельного участка,  площадью 3000 кв.м., предназначенного для строительства магазина, не использует его в соответствии с назначением более 11 лет. При проверке земельного участка установлено, что данный земельный участок ответчиком не используется. В связи с чем выдано предписание об устранении нарушений, которое не было выполнено, постановлением суда ответчик привлечен к административной ответственности.

Решением суда постановлено изъять у Ш. земельный участок общей площадью 3000 кв.м.  с целевым назначением «для строительства магазина» в государственную собственность.

Основанием для изъятия земельного участка является длительное неосвоение и неиспользование  его по целевому назначению  и неисполнение предписания уполномоченного органа.

 

 

 

 

 

 Алимбаева Г.С.