«Принципы административного процедурно-процессуального кодекса»

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК), который вводится в действие в июле 2021 года содержит 12 принципов, с помощью которых будут выполняться такие задачи как реализация публичных прав, свобод и интересов физических лиц и субъекта бизнеса, достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях и укрепление законности в публично-правовой сфере. По моему мнению отсутствия таких принципов в гражданском процессуальном законодательстве послужило основанием на отделения разрешения публично правовых споров от частно-правовых споров, таких как споры, возникающих в семейных, жилищных, трудовых, земельных и иных правоотношений.  Как ранее было упомянуто новый кодекс содержит 12 принципов, такие как принцип законности, принцип справедливости, принцип защиты права, свобод и законных интересов, принцип соразмерности, пределы осуществления административного усмотрения, принцип приоритета прав, принцип охрана права на доверие, принцип запрет злоупотребления формальными требованиями, принцип презумпции достоверности, активная роль суда, разумный срок административного судопроизводства и обязательность судебных актов. Данными принципами руководствуются административные органы при вынесении административного акта, так и суды при разрешении спора в судебном порядке.

Теперь попытаюсь разъяснить основные принципы.

Принцип пределов осуществления административного усмотрения. Административное усмотрение – это полномочие административного органа принимать в установленных законодательством и пределах одно из возможных альтернативных решений. Таким образом, принцип пределов осуществления административного усмотрения заключается в том, что должностное лицо обязано принимать административный акт только в пределах своих полномочий. К примеру, должностное лицо рассматривает обращение заявителя, и при проверке документов он вправе принять благоприятный адм акт либо обременяющий адм акт.  

Принцип соразмерности. Данный принцип обязывает государственный орган при осуществления адм процедуры обеспечить справедливый баланс интересов участника административной процедуры и общества, при этом такие действия государственного органа должны быть являться пригодными, необходимыми и пропорциональными. Пригодными они считаются тогда, когда они приемлемы для достижения цели, установленной законами Республики Казахстан. Необходимыми являются в случае наименьшей степени ограничивают права, свободы и законные интересы обратившегося. А пропорциональными являются, если общественное благо, полученное в результате ограничений прав, свобод и законных интересов заявителя, больше чем вред, причиненный этими действиями. 

Активная роль суда. Принимая во внимание специфику публичного правоотношения, где гражданин (организация) выступает наиболее слабой стороной по отношению к субъекту, наделенному административными и иными публично-властными полномочиями, представляется обоснованным вывод о том, что в административном судопроизводстве «суд ни в правовом, ни в этическом аспекте не имеет права на занятие пассивной позиции». С учетом переноса бремени доказывания по рассматриваемой категории дел на государственный, собственно активная роль суда при буквальном прочтении определена как инициатива по истребованию доказательств и правильное применение законов. Принцип активная роль суда в административном судопроизводстве не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее об отступлениях от конституционных требований состязательности сторон судебного процесса, предъявляемых к законодательной регламентации реализации права на судебную защиту, поскольку в ее основе лежат объективно значимые обстоятельства, предопределяемые самим характером публично-правовых отношений.

Принцип приоритета прав. Данный принцип обязывает правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан.

Это лишь основные принципы АППК, которые позволит не только усилить защиту прав граждан при рассмотрении спорово с государственными органами, но и повысить гражданскую активность в процессе принятия управленческих решений на уровне государства.

 

Судья суда №3 города Актобе                                                          Жамиев А.Ш.