Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по административным делам

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях, как одна из стадий производства по делам об административных правонарушениях, является важной гарантией законности и обоснованности применения административного взыскания. Пересмотр есть новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить ранее принятое постановление без изменений.

        Лишь небольшое количество дел рассматривается в порядке пересмотра. Если, за 9 месяцев 2016 года судами Актюбинской области было в общей сложности рассмотрено 13 704 административных дела, то в апелляционном порядке было рассмотрено всего 328 дел или всего 2,4 процента от общего количества рассмотренных дел.

        Указанная стадия является необязательной, вместе с тем сам факт существования такой возможности дисциплинирует тех, кто наделен правом налагать административные взыскания.

        О том, что это необязательная стадия, указывает и то, что ее возникновение связано с усмотрением участников процесса, имеющих право на обжалование и опротестование, в то время как наличие других стадий зависит от производства по делу. Ни орган, рассмотревший дело, ни вышестоящий орган в порядке контроля не могут по своей инициативе пересмотреть принятое постановление.

        Эта стадия, являясь необязательной, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий государственных органов и должностных лиц, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.

         Согласно части 1 статьи 830 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано   лицом, в отношении которого ведется производство по делу, это может быть гражданин, должностное или юридическое лицо, потерпевший, законный представитель физического лица, представитель юридического лица, защитник, а также опротестовано прокурором.

         Должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении не вправе обжаловать постановление об административном правонарушении. В России, например, такие лица вправе обжаловать вынесенные по делу постановления.

         В соответствии со статьей 830 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»  постановление судьи специализированного районного и приравненного к нему административного суда и суда по делам несовершеннолетних о наложении административного взыскания может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящий суд.

        Постановление по делу о факте проявления неуважения к суду, вынесенное судьей при рассмотрении конкретного дела, может быть обжаловано, опротестовано в суде вышестоящей инстанции.

        Вынесенное органом (должностным лицом) постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящий орган (должностному лицу) или в специализированный районный и приравненный к нему административный суд и суд по делам несовершеннолетних по месту нахождения органа (должностного лица).

         Предварительное обращение лиц, имеющих право обжаловать постановления по делу  в вышестоящий орган (должностному лицу) не является обязательным условием для предъявления жалобы в суд и принятия его судом к рассмотрению и разрешению по существу.

         Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу, которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы, протеста направить их со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган (должностному лицу).

        Жалоба может быть подана, а протест внесен непосредственно в суд, вышестоящий орган (должностному лицу), уполномоченные их рассматривать.

        Жалоба, протест на постановление судьи о наложении взыскания в виде административного ареста подлежат направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы, протеста. Соблюдение этого требования Кодекса находится на постоянном контроле у руководства Актюбинского областного суда и за 9 месяцев 2016 года  нарушения сроков направления дел по таким делам в областной суд не допущены. Эти дела в областном суде также рассматриваются в течение одних суток с момента поступления.

          Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы в течение десяти суток со дня вручения копии постановления, а в случае, если лица, имеющие право обжаловать вынесенные постановления, не участвовали в рассмотрении дела, – со дня ее получения.

          В случае если постановление по делу об административном правонарушении обжалуется, опротестовывается в вышестоящий орган (должностному лицу), десятидневный срок обжалования, исчисляется с момента получения лицами, имеющими право обжаловать эти постановления, копии постановления по жалобе (протесту).

         Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

         Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении подлежат рассмотрению в течение десяти суток со дня их поступления, что также находится на постоянном контроле, в связи с чем, за последние несколько лет ни одно дело не было рассмотрено с нарушением срока.

          В случаях поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения жалобы, протеста может быть продлен вышестоящим судьей, вышестоящим органом (должностным лицом), рассматривающими дело, но не более чем на десять суток.       

           Жалоба, протест на постановление судьи специализированного районного и приравненного к нему административного суда и суда по делам несовершеннолетних, органа (должностного лица) по делу об административном правонарушении рассматриваются единолично судьей вышестоящего суда, вышестоящим должностным лицом или руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего органа.

           Рассмотрев жалобу, протест на постановление по делу об административном правонарушении, судья, вышестоящий орган (должностное лицо) принимают одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы, протеста без удовлетворения; об изменении постановления; об отмене постановления и прекращении дела при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и вынесении нового постановления по делу; об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы, протеста установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом (должностным лицом).

          Необходимо отметить, что при изменении постановления не может быть усилено административное взыскание или иным образом ухудшено положение лица, в отношении которого вынесено постановление, если об этом не будет указано в протесте или жалобе потерпевшего.   

          Решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста выносится в виде постановления по жалобе, протесту на постановление по делу.

         Постановление судьи вышестоящего суда по жалобе, протесту на постановление судьи специализированного районного и приравненного к нему административного суда и суда по делам несовершеннолетних, может быть опротестовано в порядке, предусмотренном главой 46 настоящего Кодекса, то есть, в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Казахстан.

         В таком же порядке подлежит опротестованию постановление судьи суда первой инстанции, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановления государственных органов и должностных лиц. Эти дела не подлежат рассмотрению в областном суде, так как районные и приравненные к ним суды для этих дел являются апелляционными инстанциями. 

          Основаниями к отмене либо изменению постановления по делу об административном правонарушении и вынесению постановления являются: несоответствие выводов судьи, органа (должностного лица) о фактических обстоятельствах дела, изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении, исследованным при рассмотрении жалобы, протеста доказательствам; неправильное применение закона об административной ответственности; существенное нарушение процессуальных норм настоящего Кодекса; несоответствие наложенного постановлением административного взыскания характеру совершенного правонарушения, личности виновного или имущественному положению юридического лица.

          Таким образом, институт пересмотра дела обеспечивает реализацию прав участников на защиту от незаконных и необоснованных процессуальных решений, создает условия для реализации полномочий контроля за действиями подчиненных органов и должностных лиц, закрепляет полномочия судебных органов по контролю за вынесенными актами государственных органов и должностных лиц.

 

 

 

       Председатель коллегии по

  гражданским делам областного суда                           Н.М.Примашев