Основные положения Административного процедурно-процессуального кодекса

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Как всем известно, 29 июня 2020 года принят Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, который вводится в действие с 1 июля 2021 года.

С этой же даты утратят силу законы РК “Об административных процедурах” и “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц”, некоторые нормы ГПК РК,  нормы других кодексов и законов.

Это совершенно новый кодекс в нашей стране.

В данном кодексе объединены два законопроекта: об административных процедурах и административно-процессуальный кодекс, нормы по регулированию административных процедур и нормы по регулированию административного судопроизводства.

Предметом административного судопроизводства являются публично-правовые споры с участием государственного органа.

Данный кодекс регулирует порядок осуществления административных процедур, внутренних административных процедур государственных органов, а также порядок разрешения споров в сфере публичных правоотношений.

    Целью Кодекса является защита прав граждан и юридических лиц в спорах с государственными органами, соблюдение баланса интересов сторон, а также повышение качества принятия решений.

   Одним из основных задач является - справедливое правосудие и эффективное государственное управление.

Административные процедуры и административное судопроизводство должны будут осуществляться на основе единых принципов:

- принцип приоритета прав - все сомнения, противоречия и неясности законодательства об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры

- запрет злоупотребления формальными требованиями - административному органу

- должностному лицу запрещается отказывать в реализации, ограничивать, прекращать право участника административной процедуры, а также возлагать на него обязанность с целью соблюдения требований, не установленных законодательством;

- охрана права на доверие - доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами;

- активная роль суда

В рамках административного судопроизводства истцы смогут обратиться в суд с исками:

- иски об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в части;

- иски о принуждении, по которым истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица;

- иски о совершении действия, по которым истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта;

- иски о признании, по которым истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения.

Административные дела будут рассматриваться специализированными районными и приравненными к ним административными судами, некоторые категории дел будут рассматриваться Верховным Судом РК и судом города Нур-Султана по правилам суда первой инстанции.

В настоящее время порядок разрешения публично-правовых споров установлен Гражданским процессуальным кодексом РК (глава 29). 

В гражданском судопроизводстве суд процессуально пассивен, освобожден от сбора доказательств по собственной инициативе и основывает решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой из сторон, тогда как в публично-правовых спорах предполагается фактическое неравенство сторон (государственный аппарат с одной стороны и гражданин с другой).

В этой связи, в новом кодексе усилена роль суда, в частности в процессе сбора доказательств, суд будет выяснять обстоятельства дела вне зависимости от ходатайств сторон. Будет затребовать все необходимые документы у государственных органов, а не у истца. Суд вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям.

При этом бремя доказывания будет возлагаться на орган, принявший правовое решение, за исключением отдельных случаев (например, при подаче иска о понуждении административного органа принять определенное решение).

В кодексе закреплено понятие «административный орган», к которому наряду с государственными органами и органами местного самоуправления будут относиться государственные юридические лица, иные организации, которые наделены полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия).

То есть, ответчиком в суде может выступать административный орган или должностное лицо.

Кодекс также предусматривает обязательное досудебное обжалование административного акта в случае несогласия с ним в вышестоящий административный орган, за исключением отдельных категорий.

При этом у административного органа или должностного лица, чей административный акт или действие (бездействие) обжалуется, есть возможность не направлять жалобу в вышестоящий орган, если он в течение трёх рабочих дней примет благоприятный административный акт, совершит административное действие, полностью удовлетворяющее требования, указанные в жалобе.

Тем самым, досудебный способ обжалования полагаем даст возможность административному органу самому проверить и исправить возможные ошибки. В связи с чем, повысится эффективность, компетентность работы государственного органа, сокращение нагрузки на суд.

Одним из нововведением является также - возможность требования истцом возмещения убытков, причиненных ответчиком, связанные с административным актом, административным действием (бездействием) в одном судебном производстве .

   Вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов (процессуальное принуждение). То есть, деятельность публичной администрации (государственных органов) должна быть под контролем со стороны административных судов.

   Это означает, что суды могут неоднократного применять денежные взыскания к государственным органам в целях обеспечения своевременного исполнения  их требований.

Предусмотрено взыскание денежных сумм судом и за злоупотребление процессуальными правами, затягивание рассмотрения дела, неуважения к суду.

Предусмотрен порядок наложения повторного взыскания.

Установлена возможность проведения примирения в порядке партисипативной процедуры.

 Административное судопроизводство, включая производство отдельных процессуальных действий, осуществляется в разумный срок.

При определении разумного срока учитываются правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников административного процесса, процессуальная достаточность и эффективность действий суда, осуществляемые в целях оперативного рассмотрения административного дела.

Полагаем, что со вступлением в действие нового кодекса граждане и организации будут уверены в принятии законных и объективных решений при возникновении споров с органами государственной власти.

Принятый Административного процедурно-процессуальный кодекс позволит не только усилить защиту прав граждан при рассмотрении споров с органами власти, но и повысить гражданскую активность в процессе принятия управленческих решений на уровне государства.

Полагаем, что создание новых специализированных судов будет способствовать улучшению работы различных государственных органов и  повлияет на качество выносимых решений публичной администрации.

 

Судья Специализированного межрайонного экономического суда Актюбинской области

Жубатова Жанар Суюбаевна