Назначение наказания не связанного с лишением свободы

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

 

Преступность во все времена признавалась одной из острых социальных угроз, общества и государства.

За совершенное преступление виновный всегда несет заслуженное  наказание.

 Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, и заключается в предусмотренном уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказания, не связанные с лишением свободы, должны играть важную роль в осуществлении уголовной политики контроля над преступностью. Эта роль определяется, прежде всего, сущностью демократического правового государства, присущими ему методами исправительного воздействия на лиц, признанных виновными в совершении преступлений.

Назначение наказаний, альтернативных лишению свободы, отбываемых в рамках общества, заключается в том, чтобы добиться от правонарушителя неких требований, которые позволяют правонарушителю стать нормальным членом общества.

Альтернативные наказания, будучи системой правоограничений, не должны быть направлены на причинение страданий осужденному, хотя несомненно, что «наказательные» ограничения прав и свобод не могут не вызывать в личности осужденного психологического дискомфорта.

Лишение свободы остается необходимым наказанием лиц, опасность которых, как и самого деяния, является высокой. Однако по отношению к значительному числу преступников карательное содержание мер уголовного принуждения может быть снижено.

Изоляция от общества далеко не всегда является необходимым и адекватным условием достижения задач уголовной политики и целей наказания. Заложенный в законе потенциал дифференциации карательного воздействия в рамках этого вида наказания, включая сроки изоляции, виды исправительных учреждений, особенности режима, основания условно-досрочного освобождения и т.д., слишком мал для того, чтобы в большинстве случаев обеспечивать адекватность наказания содеянному, а стало быть, рассчитывать на более или менее успешное достижение его целей.

 Изоляция от общества порождает в свою очередь проблему предупреждения и нейтрализации психологических и социальных последствий отбывания этого наказания. Наконец, исправительные учреждения дорого обходятся обществу и государству. На содержание тюрем и колоний часто не хватает ресурсов для надлежащего размещения осужденных, их медицинского обслуживания и обеспеченности занятости.

За 11 месяцев 2016 года судами Актюбинской области всего окончено 2 663 уголовных дел, что на 10,6% больше, чем в 2015 году (2 380). С вынесением приговора рассмотрено 1 467 дел в отношении 1 712 лиц (в 2015 году–1 340 дела в отношении 1 511 лиц). Оправдано 46 лиц, в аналогичном периоде 2015 года в отношении 12 лиц.

Всего осуждено 1 666 лиц, в том числе к лишению свободы – 423 или 25,4% от общего числа осужденных (в 2015 году –1 499, в том числе к лишению свободы 267 или 17,8%). Наказание, не связанное с лишением свободы, применено в отношении 1 157 лиц или 69,4% (1 093 или 72,9%), осуждены условно 78 лица (130). 

Статистика свидетельствует о том, что  на 7,6% увеличился удельный вес лиц, осужденных к лишению свободы, одновременно на 3,5% уменьшился удельный вес лиц, в отношении которых применены альтернативные виды наказаний.

Одним из перспективных альтернативных наказаний является привлечение к общественным работам (ст.43 УК РК). Это наказание весьма широко распространено в мировой практике, получило поддержку на уровне международных и европейских стандартов в сфере уголовной юстиции. Содержание этого наказания заключается в бесплатном труде осужденного, трудиться осужденному приходится в свободное от основной работы или учебы время, которым он мог бы распорядиться по своему усмотрению. В России данная уголовно-правовая мера названа обязательными работами.

Весьма схожую с привлечением к общественным работам юридическую природу имеет наказание в виде исправительных работ (ст.42 УК РК). Это наказание, соответствующее рекомендациям Стандартных минимальных правил ООН, относительно применения мер, не связанных с тюремным заключением, в настоящее время, помимо Казахстана, сохраняется в Российской Федерации, Беларуси, Армении, Азербайджане, Таджикистане.  В нашей республике исправительные работы приводятся в исполнение по месту выполнения трудовой функции осужденного. В России с 2003 г. исправительные работы адресованы только лицам, не имеющим места постоянной трудовой деятельности, что существенно усложняет практику применения данного вида наказания, ибо уголовно-исполнительные инспекции должны трудоустраивать осужденных не только к обязательным, но и исправительным работам. Смысл рассматриваемой альтернативы лишению свободы заключается в ограничении размера заработной платы, полагающейся осужденному.

Одним из альтернативных наказаний является ограничение свободы, предусмотренное ст.44 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее УК), введённое ещё в 2002 году. В Российской Федерации его аналог с таким же наименованием появился лишь в декабре 2009 г. Законодатель определил, что ограничение свободы состоит в установлении пробационного контроля за осужденным на срок от одного года до семи лет. (ч.1 ст.44 УК).   В принципе, применима к нему и характеристика как особой, более строгой разновидности условного осуждения, сходство юридической природы с которым весьма существенно. Исполнение ограничения свободы   возложено на службу пробации.

В настоящее время ограничение свободы состоит в наложении на осужденного судом определенных обязанностей, ограничивающих его свободу, и отбывается по месту жительства осужденного под надзором уголовно-исполнительной инспекции без изоляции от общества. Суд, назначая наказание в виде ограничения свободы, возлагает на осужденного обязанности: не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления уполномоченного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, не посещать определенные места, в свободное от учебы и работы время не покидать места жительства, не выезжать в другие местности без разрешения уполномоченного государственного органа. Суд может возложить на осужденного к ограничению свободы исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению: пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, заболеваний, передающихся половым путем, осуществлять материальную поддержку семьи и др. В случае злостного уклонения от отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция представляет в суд материалы о замене ограничения свободы лишением свободы.  

Остро стоит проблема переполненности тюрем и колоний. Опыт зарубежных государств показывает, что темп прироста относительного количества осужденных при возрастании количества преступлений, как и уровень судимости в период реформирования общества, был либо незначительным, либо оставался стабильным или даже уменьшился. Это достигалось посредством декриминализации части преступлений, а также расширением видов наказаний, не связанных с лишением свободы, а также широким использованием института условно-досрочного освобождения. 

Особого внимания в рассматриваемом контексте заслуживает институт условного осуждения (ст.63 УК), выступающий самостоятельным и наиболее распространённым альтернативным видом уголовно-правового воздействия, как в Казахстане, так и в России.  В соответствии с ч.1 ст.63 УК РК, условное осуждение применимо, «…если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придёт к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания.

При назначении условного осуждения суд устанавливает по правилам части второй статьи 44 УК пробационный контроль на весь назначенный срок лишения свободы, а несовершеннолетним на срок от шести месяцев до одного года.

В ч.1 ст.64 УК предусматривается досрочная отмена условного осуждения со снятием судимости по отбытии не менее половины установленного срока.

Суд по представлению органа, осуществляющего пробационный контроль, может продлить срок пробационного контроля, но не более чем на один год, в случаях, когда условно осужденный совершил:

1) административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и нравственность, права несовершеннолетних, на личность и в сфере семейно-бытовых отношений, за которое на него было наложено административное взыскание;

 2) умышленное повреждение (порчу) электронных средств слежения либо не явился для регистрации без уважительной причины или сменил место жительства без уведомления органа, осуществляющего пробационный контроль;

 3) уголовный проступок.

Наряду с условным осуждением, разновидностью режима испытания является отсрочка отбывания наказания (ст.74 УК). В соответствии с данной правовой нормой, осужденным беременным женщинам суд может отсрочить отбывание наказания до одного года. Осужденным женщинам, имеющим малолетних детей, и мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетних детей, суд может отсрочить исполнение наказания до пяти лет, но не более чем до достижения ребёнком четырнадцатилетнего возраста.

Таким образом, наказание назначается, но с предоставлением отсрочки, которая может быть назначена до начала фактического отбывания наказания и в период его отбывания.

  Между тем, законом наложен запрет, к примеру, беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие или особо тяжкие преступления против личности, террористические преступления, экстремистские преступления, преступления, совершенные в составе преступной группы, преступления против половой неприкосновенности малолетних, отсрочка отбывания наказания не предоставляется.

При всем своем огромном потенциале воздействия на поведение людей наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применяется соразмерно преступному деянию, когда примененные иными органами средства воздействия оказались либо заведомо  могут оказаться неэффективными.

 

Судья 

Актюбинского областного суда                                                         М.Сисенова.