СОБЛЮДЕНИЕ СУДЕЙСКОЙ ЭТИКИ – ОСНОВА ДОВЕРИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К СУДУ

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Конечная цель судебной реформы – это независимая и неподкупная судебная власть, где главным является честность и профессиональность судей, справедливость и доступность правосудия.

(Н.А.Назарбаев, из речи на VІІ внеочередном съезде судей Республики Казахстан)

 

         Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.

Данное положение вытекает из императива статьи 1 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», в соответствии с которой судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.

Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам.

Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

При принятии решения по гражданскому делу либо вынесении приговора по уголовному, постановления по делу об административном правонарушении суд руководствуется законом и внутренним убеждением, основанном на всестороннем, беспристрастном и объективном исследовании обстоятельств дела.

Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Коенституции и закону.

Судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность.

Итак, законом, имеющим статус конституционного, закреплена неприкосновенность и независимость судьи при отправлении правосудия, и обязательность исполнения судебных актов, принятых по итогам рассмотрения конкретного дела. 

Определяя данные правила, законодатель исходил из следующих взаимосвязанных обязательных условий.

1.соответствие законов, действующих в государстве и применямых судом при разрешении правовой ситуации, международным правовым нормам, Конституции Республики Казахстан и принципам справедливости;

2.профессионализм и компетентность судьи (суда) вынесшего процессуальное решение по делу;

3.доверие к судье, a priori добросовестного, беспристрастного и незаинтересованного в исходе дела.

Для нас имеет важное значение доверие к судье, поскольку «он – главная фигура юридического процесса. Он соприкасается с человеком и решает его проблемы. Именно он обеспечивает верховенство закона.» (Н.А.Назарбаев, VІІ съезд судей)

Как отражено в преамбуле Бангалорских принципов поведения судей, общественное доверие к системе правосудия, вера в ее авторитет и справедливость являются наиболее важными в современном демократическом обществе; судьи, как по отдельности, так и вместе, должны уважать судебную должность как высшее доверие общества и прилагать все усилия для укрепления и сохранения доверия в систему правосудия.

Пунктом 4.2 Бангалорских принципов определено, что как объект пристального внимания общественности, судья обязан добровольно и без принуждения принимать на себя личные ограничения, которые обычным гражданам могут казаться обременительными. В частности, судья должен вести себя таким образом, который соответствует высокому званию представителя судебного органа.

Данный принцип имплементирован в Кодекс судейской этики, принятой на VII внеочередном съезде судей Республики Казахстан.

Кодекс судейской этики основан на Конституции Республики Казахстан, Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», принят с учетом положений Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Бангалрских принципов поведения судей.

Так, в статье 7 Кодекса судейской этики закреплено, что постоянное внимание со стороны общественности налагает на судью обязанность принять на себя ряд ограничений. Судья должен избегать общественных мероприятий и других публичных мест, если это может навредить его репутации.

Данная норма корреспондирует с пунктом 4.2 Бангалорских принципов, и означает, что судья как лицо с особым общественным статусом должен воздерживаться от посещения увеселительных и игорных заведений, мероприятий с возлияниями, банкетов, устраиваемых лицами с сомнительной репутацией в обществе.

Разумеется, судья как человек, живущий в обществе и имеющий определенный круг общения (родственники, друзья, коллеги), в силу объективных причин, родственных связей не может избегать ритуальных мероприятий (поминок, похорон), однако судья должен в этом случае избегать демонстраций своего присутствия, постоянно имея в виду, что его поведение и сказанное им находятся под постоянным пристальным вниманием окружающих.

 Далее, в соответствии со статьей 8 Кодекса судейской этики судье при исполнении обязанностей следует воздерживаться от демонстрации своих религиозных убеждений и принадлежности.

При осуществлении права на свободу совести, судье во всех случаях надлежит проявлять сдержанность и умеренность, чтобы авторитет судебной власти не был поставлен под сомнение.

Изложенное бесспорно означает, что суд руководствуется законом и внутренним убеждением, основанном на всестороннем, беспристрастном и объективном исследовании обстоятельств дела, на исследовании доказательстсв с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, и никакие иные обстоятельства, в частности, религиозные догмы, не должны оказывать влияние на решение, которое судье надлежит принять по рассматриваемому им делу.

Кроме того, сие, никоим образом не ограничивая судью в свободе совести и вероисповедания, означает, что судье при подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании следует воздерживаться от цитирования священных книг и постулатов, на работе и внерабочеее время избегать демонстрации религиозной атрибутики, теологических выражений и теософических умозаключений.

Статья 9 Кодекса судейской этики налагает на судью следующие обязанности и ограничения.

Так, судье следует содействовать профессиональному освещению в средствах массовой информации судебной деятьльности.

Судья может предоставлять средствам массовой информации сведения о процессуальных стадиях рассмотрения дела, пояснения к принятому судебному решению, информировать о сложившейся судебной практике применения норм материального и процессуального права.

Если деятельность судьи освещена в средствах массовой информации с необоснованным ущербом его репутации, то обращение судьи в правоохранительные и судебные органы в целях защиты чести, достоинства и деловой репутации допускается в исключительных случаях, когда иные способы защиты репутации судьи исчерпаны.

Выполнение судьей обязанностей, предписанных статьей 9 Кодекса, безусловно способствует большей осведомленности общественности о работе судей и судов, об обстоятельствах принятия решений по конкретным делам, минимизируя поводы и основания к недоверию к судам.

Работу судьи я бы сравнил с работой канатоходца.

Но у канатоходца имется преимущество – в руках у канатоходца есть шест для балансироания, к его поясу прикреплен страховочный трос, и в случае неудачи канатоходец может повторить попытку.

У судьи такой возможности не имеется. Сорвавшись однажды, судья теряет все, чего он достиг своим упорным трудом, к чему он шел долгие годы.    

И здесь нельзя не привести слова Президента Республики Казахстан, сказанное им на VII съезде судей – «Судья выступает не просто в роли вершителя законности, он – лицо, призванное устранять противоречия в обществе, гармонизировать человеческие отношения, делать жизнь граждан предсказуемой и стабильной......

Вершить правосудие должны только профессионалы с большим жизненным опытом и высокими моральными принципами. В судах не должно быть ни одного «случайного» человека».

Американский публицист Генри Луис Менкен сравнил как-то зал суда с местом, где Иисус из Назарета и Иуда из Кириафа имеют равные права и обязанности, но в этом месте, по мнению Менкена, Иуда имеет больше шансов на выигрыш дела.

Мне же хочется выразить уверенность  в том, что профессионализм, компетентность казахстанских судей, придерживающихся высоких моральных принципов, не оставят никаких шансов Иуде!

 

 

 

 

Судья Актюбинского

областного суда,

член Комиссии

по судейской этике                                                     Е.Жапаров